Сайт музыкального руководителя Туаллаговой Виктории Камалевны
Из опыта работы мкузыкального руководителя,с учетом национально-регионального компонента.Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 106 Туаллаговой Виктории Камалевны
Осетинский народный фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, о малой Родине - Осетии но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. По мере взрослении четче вырисовывается связь присущая народам, , которые незримо связывают ребенка со своим народом, и в своей работе я использую игры песни, танцы ,куклы осетинского народа для укрепления и воспитания чувств к родному краю, к малой Родине - Осетии. Весь объем осетинского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи. Большинство малышей к моменту прихода в наш детский сад уже имеет небольшой запас впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, « Аллолай» . В Осетии нет такой мамы которая хоть раз в жизни бы не спела эту колыбельную. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, мелодии. Осетинскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Я предлагаю слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудионосители и инструменты. Не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Пример разучивания над осетинкой песни «Гино» ( Киска).Принести на занятие игрушку,котенка. Спрашиваю детей: «Как кричит киска ?» Дети отвечают дружным «Мяуу!». На следующем занятии, когда опять приходит киска, предлагаю послушать песенку про нее. Песню «гино » поет музыкальный руководитель или воспитатель. На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть гино-котенком? У меня есть масочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «гино». (Дети начинают подпевать.) На следующее занятие и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про Гино ?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении профессионала. Такие варианты работы над одной песней помогают мне закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к осетинским народным мелодиям Например, «Зилга, Инал, Сой». Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Очень им нравится изучать шуточный хороводный осетинский обрядовый танец «Сой».Начинаю работу опять же с рассказа о истории возникновения этого хоровода. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар. Осетинские мелодии более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для осетинской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость. Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Хотелось бы поделиться опытом работы по инсценированию осетинской песни «Кубады» в подготовительной группе. . Когда детям было предложено инсценирование песни «КУБАДЫ» детям была рассказана история написания песни народом. у детей музыкально-двигательных навыков разучиваю с ними элементы осетинского танца. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания. Обучая народным элементам из танцев, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи сдержанность и скромность Работая над характерной осанкой для осетинского танца учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений осетинского танца . Программа по музыкально-ритмическим движениям для старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы народной танцев : простой шаг, шаг на всей ступне, шаг сна полупальцах с выставлением носочков вперед на месте, , приставной боковой шаг, Но я в своей работе широко использую и другие элементы осетинского танца , доступные детям старшего дошкольного возраста: ,ласточка, ножницы « «ковырялочка» , выпады. Первое знакомство детей с элементами осетинских танцев хороводов происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? а слышали ли вы доули? (Следует утвердительный ответ детей.) Да, дети осетинская гармошка — удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами рвутся в пляс. Вот посмотрите! Под осетинскую народную мелодию «Ширга начинаем учить шаг с задержкой ноги на счет три. Исходное т. е. пятки соединены вместе, 'носки слегка развернуты. На «раз» дети подтягиваются на носочках и шагают на два приставляют ногу на три задерживают шаг. Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног? Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке. Воспитатель, используя, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, ковырялочка, растяжка. Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навык. На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу воспитателя, так и по показу детей. Разучивая элементы пляски, использую различные осетинские мелодии. Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным, начинаю работу над плясками. Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. Три-четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют пляску. В своей работе я использую все формы осетинского народного танца : круговые, парные и сольные, хороводные . Большое внимание уделяю такой форме, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений. Учитывая, что перепляс — это импровизация, которая не требует особой подготовки, мы предлагаем детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Особый интерес к переплясу у нас проявляют мальчики. Работая с детьми над плавным парным танцем я в мы в первую очередь обращаю внимание на происхождение и значение танца «Хонга» в жизни осетинского народа. Большую помощь в понимании смысла танца оказывают и видеозаписи с концертов национальных ансамблей и оркестра народных инстементов под руководтсвом Б.Газданова Очень нравится детям, веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными трещотками Уже само присутствие в танце деревянной трещотки — этой чисто национальной принадлежности осетинского быта — вызывает у детей большую радость. С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения танцев. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. Используя народные костюмы для пляски, мы приобщаем детей к народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения осетин кого народного танца, с другой — порождает у детей желание подражать. Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства — музыкальный центр, аудиосистема, экран. И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Используя технические средства для приобщения детей к осетинскому народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному краю. Мы хотим видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего богатого духовным и музыкальным творчеством народа Республики Северная-Осетия Алания.. 30 апреля 2019 в 13:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.