Сайт музыкального руководителя Туаллаговой Виктории Камалевны

Из опыта работы мкузыкального руководителя,с учетом национально-регионального компонента.

 Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 106

Туаллаговой Виктории Камалевны



Осетинский народный  фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания

         Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, о малой Родине - Осетии  но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его.

По мере взрослении четче вырисовывается связь присущая народам, , которые незримо связывают ребенка со своим народом, и в своей работе я использую игры песни, танцы ,куклы    осетинского народа для укрепления и воспитания  чувств к родному краю, к малой Родине   - Осетии.       Весь  объем осетинского  творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.

          Большинство малышей к моменту прихода в  наш  детский сад уже имеет небольшой запас  впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, « Аллолай» .

  В Осетии нет такой мамы которая хоть раз в жизни бы не спела эту колыбельную.

Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, мелодии.

         Осетинскими  народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Я  предлагаю слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудионосители и инструменты.

Не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования.  Пример разучивания над осетинкой песни  «Гино» 

( Киска).Принести на занятие игрушку,котенка.

Спрашиваю детей: «Как кричит киска ?» Дети отвечают дружным «Мяуу!». На следующем занятии, когда опять приходит киска, предлагаю послушать песенку про нее. Песню «гино » поет музыкальный руководитель или воспитатель.

На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть гино-котенком? У меня есть масочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «гино». (Дети начинают подпевать.)

На следующее занятие и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про Гино ?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении профессионала.

Такие варианты работы над одной песней помогают мне закрепить пройденный материал, поддерживая  постоянный интерес к нему у детей.

           Работая с малышами над музыкально - ритмическими  движениями, я постоянно обращаюсь к осетинским  народным мелодиям

Например, «Зилга, Инал, Сой».

           Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Очень им нравится изучать  шуточный хороводный осетинский обрядовый танец «Сой».Начинаю работу опять же с рассказа о истории возникновения этого хоровода.

Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар.           Осетинские мелодии  более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для осетинской  мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны  слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

          Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей.

          Хотелось бы поделиться опытом работы по инсценированию  осетинской песни  «Кубады»  в подготовительной группе.

 .        Когда детям было предложено инсценирование песни «КУБАДЫ» детям  была рассказана история написания песни народом.

 у детей музыкально-двигательных навыков  разучиваю с ними элементы осетинского танца. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания.

      Обучая народным элементам из танцев, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи сдержанность и скромность       Работая над характерной осанкой для осетинского танца  учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко 

       Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений осетинского танца . Программа по музыкально-ритмическим движениям для старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы народной танцев  : простой шаг, шаг на всей ступне, шаг сна полупальцах с выставлением носочков вперед   на месте, , приставной боковой шаг, 

       Но я в своей работе широко использую и другие элементы осетинского танца , доступные детям старшего дошкольного возраста: ,ласточка, ножницы  « «ковырялочка» , выпады.  

       Первое знакомство детей с элементами осетинских танцев хороводов  происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? а слышали ли вы доули? (Следует утвердительный ответ детей.) Да, дети осетинская  гармошка — удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами рвутся в  пляс. Вот посмотрите!

     Под осетинскую   народную мелодию  «Ширга начинаем учить шаг с задержкой ноги на счет три. Исходное т. е. пятки соединены вместе, 'носки слегка развернуты.  На «раз» дети подтягиваются на носочках  и шагают на  два приставляют ногу на три задерживают шаг. 

           Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног? 

           Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.

           Воспитатель, используя, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, ковырялочка, растяжка.          Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навык.

          На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу воспитателя, так и по показу детей.

                 Разучивая элементы пляски, использую различные осетинские мелодии. 

           Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным, начинаю работу над плясками.

      Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. Три-четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют пляску.

В своей работе я использую все формы осетинского народного танца : круговые, парные и сольные, хороводные .

     Большое внимание уделяю такой форме, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность                      

     Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений.

Учитывая, что перепляс — это импровизация, которая не требует особой подготовки, мы предлагаем детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Особый интерес к переплясу у нас проявляют мальчики.

     Работая с детьми над плавным   парным  танцем я в  мы в первую очередь  обращаю внимание на происхождение и значение танца «Хонга» в жизни осетинского народа. Большую помощь в понимании смысла танца оказывают и видеозаписи с концертов национальных ансамблей и оркестра народных инстементов под руководтсвом  Б.Газданова

     Очень нравится детям, веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными трещотками Уже само присутствие в танце деревянной трещотки — этой чисто национальной принадлежности осетинского   быта — вызывает у детей большую радость.                                              

                С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения танцев. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным.

                   Используя народные костюмы для пляски, мы приобщаем детей к народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. 

          Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения осетин кого народного танца, с другой — порождает у детей желание подражать.

          Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства — музыкальный центр, аудиосистема, экран.  И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки.

С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие.                 Используя технические средства для приобщения детей к осетинскому  народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному краю.

         Мы   хотим  видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми

 Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего  богатого духовным и музыкальным  творчеством  народа Республики Северная-Осетия Алания..


30 апреля 2019 в 13:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.